Главная / Ипотека / Малое предприятие и проверки фас

Малое предприятие и проверки фас

Малый бизнес будет освобожден от антимонопольных проверок


ГУПы и МУПы часто создаются на конкурентных рынках, но, используя административный ресурс и бюджетное финансирование, убивают конкуренцию, объясняет заместитель руководителя ФАС Сергей Пузыревский. Но против этой нормы выступил Совет Федерации. В отрицательном отзыве верхняя плата парламента предупредила, что может отклонить проект из-за усиления антимонопольного контроля за унитарными предприятиями, рассказывал Аксаков в конце 2015 г. Тогда законопроект сняли с рассмотрения, чтобы вернуться к нему в весеннюю сессию.

В новой редакции спорной нормы уже не оказалось. ФАС не удалось договориться с Советом Федерации, хотя такой контроль необходим, комментирует Аксаков.

«Поправки правительства не были учтены, мы говорили об этом на заседании комитета и будем говорить при рассмотрении законопроекта во втором чтении»

, – предупреждает Пузыревский. Количество ГУПов и МУПов за последние три года удвоилось и это сдерживает развитие малого и среднего предпринимательства, заявил на заседании комитета начальник правового управления ФАС Артем Молчанов (цитата по ТАСС). Если на 1 января 2013 г. было порядка 11 000 предприятий, то на 1 января 2016 г.

их стало уже 23 300. Более 30% ГУПов и более 25% МУПов, по его словам, работают в конкурентных сферах: сдача в аренду имущества, торговля и оказание услуг.

Несмотря на исключение нормы о контроле за ГУПами и МУПами, принятие законопроекта – позитивный сигнал для малого бизнеса, считает эксперт «Деловой России» Алексей Ульянов, малые предприниматели смогут не опасаться санкций ФАС, от усиления конкуренции выиграют и потребители.

Малое предприятие и проверки фас

Большинство проверок — внеплановые, их было 380. Эти организации будут проверяться не чаще чем раз в пять лет.

У этой группы есть еще один критерий — выручка от перечисленных видов деятельности должна быть не менее 10% от общей. Важно Все другие организации войдут в категорию низкого риска и проверяться не будут. — Насколько снизится административная нагрузка на бизнес? — Принципиально. Из 8,5 млн субъектов под контроль подпадут не более 2 тыс.

Внимание Малый и средний бизнес полностью выйдет из-под плановых проверок вообще, а число проверок крупных компаний, я думаю, снизится не меньше чем на 50%.

— Могут ли предприятия перейти из одной категории в другую, снизив уровень риска? — В проекте постановления предусмотрен такой «лифт вниз». Организация может снизить уровень своего риска и периодичность проверок или вообще от них полностью уйти.

Для этого нужно выполнить два условия. В рамках проходящей реформы контроля и надзора Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в 2022 году планирует перейти на риск-ориентированный подход и сократить число плановых антимонопольных проверок. Со следующего года от проверок будет полностью освобожден малый бизнес, естественные монополии и торговые сети с годовой выручкой свыше 10 млрд руб.

как наиболее рискованные с точки зрения антимонопольного контроля ФАС будет проверять раз в три года.

Изменение подхода ФАС к проверкам описано в подготовленном службой проекте постановления правительства об утверждении положения о госконтроле за соблюдением антимонопольного законодательства (документ есть у “Ъ”).

Иммунитет для малышей

Иммунитеты не будут касаться естественных монополий, финансовых организаций, холдингов и компаний с государственным участием. Одновременно проектом предложено исключить из статьи 5 закона о защите конкуренции нормы о том, что доминирующим может быть признано положение хозяйствующего субъекта с долей менее 35%.

Кроме того, законопроект предусматривает сокращение оснований для проведения внеплановых проверок субъектов малого предпринимательства.

Так, проверки по заявлению юридических лиц и граждан будут проводиться после согласования с органами прокуратуры.

Исключения составят проверки по выявлению картелей. Для них сохранится существующий порядок «внезапных» проверок. — Сложно представить монополию в малом бизнесе, — отметил глава Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин «РГБ», — но есть и другая вещь — стандарт развития конкуренции, который утвержден правительством и который ФАС сейчас реализует в регионах.
Монополия в регионах часто бывает на уровне всяких ГУПов и МУПов в муниципалитетах, услуги эти мог бы оказать и малый бизнес.

То, что ФАС решила сбавить темп с проверками малого бизнеса и сосредоточиться на том, чтобы помогать малому бизнесу развивать новые ниши, — это очень хорошо.

Снижение административного давления на бизнес играет ключевую роль для создания благоприятного предпринимательского климата. Для повышения прозрачности государственного контроля — в рамках реализации «дорожных карт» Национальной предпринимательской инициативы — в этом году уже принят ряд конкретных мер.

Малое предприятие и проверки фас

, с переходом на риск-ориентированный подход число проверок крупных компаний снизится не меньше чем на 50%.

В 2016 году сумма штрафов компаний по антимонопольному законодательству составила 2,742 млрд руб., оплачено — 985 млн руб.

Кто, по мнению ФАС, будет являться потенциально опасным субъектом для антимонопольного контроля?

— В первую очередь это субъекты естественных монополий с валовой выручкой свыше 10 млрд руб. Таких компаний будет не больше ста. Такие организации будут проверяться не чаще чем раз в три года. К такой же средней категории риска относятся все торговые сети. Связано это с тем, что количество антимонопольных нарушений у них достаточно высокое — имеют место факты дискриминации поставщиков.

Из категорий риска исключены малые торговые сети с выручкой меньше 400 млн руб. в год — они вообще не будут проверяться. К группе умеренного риска будут относиться хозяйствующие субъекты с выручкой свыше 10 млрд руб., но не монополии, а те, что осуществляют производство и продажу лекарств и медизделий, работающие в сфере здравоохранения, ЖКХ, в железнодорожном и дорожном строительстве.

Ведь, спорили депутаты с чиновниками не о том, как улучшить ведение частного бизнеса, а о том, стоит ли ужесточать контроль за унитарными предприятиями, чтобы в итоге снизить их присутствие в экономике. Так что реально от проверок ФАС смогут избавиться лишь самые небольшие компании, учитывая, что допустимая предельная выручка для малого бизнеса составляет 800 миллионов рублей, то есть в 2 раза больше, чем показатель, дающий иммунитет от антимонопольных проверок.

проверка ФАС

При систематическом нарушении сервис прекращает сотрудничество с такими гостиницами.

А поскольку он — лидер рынка, отели теряют заказы . По данным «Опоры России» со ссылкой на Travelline, в 2022 году на Booking.com пришлось 67,6% от общих заказов на онлайн-площадках.

Такая доля, по мнению организации, делает положение этого сервиса на российском рынке монопольным. Booking.com — частная компания и имеет право устанавливать условия, которые кажутся ей финансово обоснованными, считают эксперты.

Если же они не устраивают, то отели могут воспользоваться услугами других сервисов. Но мало кто из предпринимателей на это пойдет, так как Booking — лидер на рынке по привлечению клиентов: порядка 70% россиян приходят в отели именно через этот агрегатор.

В ФАС уточнили, что решение по этому вопросу будет принято через два месяца.

Правительство установило критерии риска для проведения проверок. Правительство РФ утвердило критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к категориям риска при контроле за соблюдением антимонопольного законодательства. Постановление опубликовано на сайте Кабмина.

Документом утверждены критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определённой категории риска, в соответствии с которой определяется периодичность проведения ФАС России плановых проверок.

К категории среднего риска отнесены торговые сети с выручкой от реализации товаров за последний календарный год свыше 400 млн

Малый бизнес получит иммунитет от проверок ФАС

Ведь, в отличие от других коммерческих структур им доступны административный ресурс и бюджетное финансирование.

Очевидно, спор между исполнительной и законодательной властью относительно МУПов и ГУПов продлится еще не один год. Но из-за него сейчас страдают предприниматели, подвергающиеся необоснованному антимонопольному «гнету». По статистике, 80% антимонопольных дел заводится именно в отношении малого и среднего бизнеса.
И хотя их проступки и «картели» сложно отнести к нарушениям, которые сильно вредят рынку, ФАС регулярно наказывает за несоблюдение требований антимонопольного законодательства у владельцев двух батутов, установивших одну цену на прыжки, или двух перевозчиков сельского масштаба, договорившихся о подмене, эксперты.

Впрочем, депутаты тоже понимают, что лишать предпринимателей иммунитета от проверок ФАС неразумно. В итоговых версиях законопроекта, опубликованных на сайте ГД, спорных поправок уже не содержится. Главная новелла в них – контролировать налогоплательщиков, которые по итогам предыдущего календарного года заработали меньше 400 миллионов рублей, ФАС не будет.

Кроме того, депутаты настаивают, чтобы новые правила действовали бессрочно, хотя сами антимонопольщики хотели дать бизнесу лишь временный перерыв – до 2022 года.

Список тех, на кого критерий о годовой выручке распространяться не будет, по сравнению с первоначальной законопроекта также не изменился. ФАС по-прежнему будет внимательно следить, а в случае нарушения антимонопольного законодательства, наказывать финансовые организации, государственные компании, «дочек» крупных предприятий, субъекты естественных монополий.

«К малому бизнесу мы вообще не придем»

Таких компаний будет не больше ста. Такие организации будут проверяться не чаще чем раз в три года. К такой же средней категории риска относятся все торговые сети.

Связано это с тем, что количество антимонопольных нарушений у них достаточно высокое — имеют место факты дискриминации поставщиков.

Из категорий риска исключены малые торговые сети с выручкой меньше 400 млн руб.

в год — они вообще не будут проверяться. К группе умеренного риска будут относиться хозяйствующие субъекты с выручкой свыше 10 млрд руб., но не монополии, а те, что осуществляют производство и продажу лекарств и медизделий, работающие в сфере здравоохранения, ЖКХ, в железнодорожном и дорожном строительстве. Эти организации будут проверяться не чаще чем раз в пять лет.

У этой группы есть еще один критерий — выручка от перечисленных видов деятельности должна быть не менее 10% от общей. Все другие организации войдут в категорию низкого риска и проверяться не будут. — Насколько снизится административная нагрузка на бизнес?

— Принципиально. Из 8,5 млн субъектов под контроль подпадут не более 2 тыс. Малый и средний бизнес полностью выйдет из-под плановых проверок вообще, а число проверок крупных компаний, я думаю, снизится не меньше чем на 50%. — Могут ли предприятия перейти из одной категории в другую, снизив уровень риска?

— В проекте постановления предусмотрен такой «лифт вниз».

Малое предприятие и проверки фас

Конечно, если предприятие заподозрили в сговоре, подвергающемся карательному наказанию согласно действующим ФЗ в России, то проверки ФАС должны и будут проводиться.

Организация может снизить уровень своего риска и периодичность проверок или вообще от них полностью уйти. Для этого нужно выполнить два условия.
В рамках проходящей реформы контроля и надзора Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в 2022 году планирует перейти на риск-ориентированный подход и сократить число плановых антимонопольных проверок.

Внимание Со следующего года от проверок будет полностью освобожден малый бизнес, естественные монополии и торговые сети с годовой выручкой свыше 10 млрд руб.

как наиболее рискованные с точки зрения антимонопольного контроля ФАС будет проверять раз в три года.

Изменение подхода ФАС к проверкам описано в подготовленном службой проекте постановления правительства об утверждении положения о госконтроле за соблюдением антимонопольного законодательства (документ есть у “Ъ”). В службе ожидают, что постановление будет подписано премьером Дмитрием Медведевым этой осенью. По степени «монопольного риска» все организации будут разделены на три категории.

На них новые правила не распространяются.Каких проверок не будет С 1 января 2016 года по 31 декабря 2022 года плановые проверки в отношении малого бизнеса проводить не будут.

Однако запрет касается только тех проверок, которые регулирует Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294- ФЗ

«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…»

.

Их проводят трудовые инспекции, санэпидемстанции, органы Роспотребнадзора.

Чтобы воспользоваться льготой, хозяйству не придется собирать документы и обращаться в инстанции.

ФАС ослабит контроль над малым бизнесом

В законопроекте имеется перечень организаций, которые, даже если и получают меньше указанной суммы, все равно останутся под присмотром.

В него вошли:

  1. «дочки» крупных предприятий;
  2. государственные компании;
  3. финансовые организации;
  4. субъекты естественных монополий.

В то же время ФАС согласна повысить с 250 миллионов до 400 миллионов рублей порог согласования с ней сделок по покупке акций, прав и имущества. Законопроект предполагает также изменение правил проведения проверок, осуществляемых антимонопольной службой.

Если инспекторы захотят внепланово проверить предпринимателя в связи с жалобой или при обнаружении признаков нарушения антимонопольного законодательства, им придется согласовать свой визит с Генеральной прокуратурой.

Без такого одобрения антимонопольщики по-прежнему смогут проверять предпринимателей на основании материалов, поступивших из правоохранительных органов, при истечении срока исполнения выданного предписания или по поручению президента или правительства. Еще одно изменение – новые правила привлечения к административной ответственности лиц и компаний, нарушающих законодательство при выполнении государственного оборонного заказа.

В частности, («Давность привлечения к административной ответственности») будет дополнена следующей нормой: Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 14.55.2 настоящего кодекса, начинает исчисляться со

Малое предприятие и проверки фас

Поправки в четвертый антимонопольный пакет (изменения в закон о защите конкуренции), одобренные во вторник Комиссией правительства по законопроектной деятельности, запрещают плановые проверки ФАС лишь до 1 января 2022 г. Ранее на совещании у первого замруководителя аппарата правительства Максима Акимова (копия протокола есть у «Ведомостей») было решено навсегда освободить малый бизнес от большинства проверок ФАС. По законопроекту будет введен мораторий на плановые проверки индивидуальных предпринимателей и компаний, среди учредителей которых только физлица, если годовая выручка не превышает 400 млн руб.

Их нельзя будет признать доминирующими на рынке.

Компании с долей рынка менее 35% предложено временно исключить из реестра хозяйствующих субъектов ФАС. Что ждать компаниям после 2022 года Суть «надзорных каникул» – избавить от излишней бюрократии те сферы бизнеса, в которых риск опасных последствий «безнадзорности» не велик. Риск-ориентированный подход, который ввели законодатели, состоит в следующем.

Государство отнесет компанию к определенной группе риска или классу опасности. Критерии для этого определит правительство. И уже для каждой группы/класса разработают условия, определят частоту, интенсивность проверок и иных контрольных мероприятий.

Важно Изменения с 2016 года – лишь первый шаг к риск-ориентированному подходу.

В полной мере его начнут применять именно с 2022 года.